Финляндия-Швеция-2005

загрузить карту Fin-Swe-2005, 600kb

--------------- велосипед (1300 км)
--------------- электричка, поезд
--------------- дизель
--------------- паром


15 июля. СПб - (электричка) - Выборг - (дизель) - Светогорск - Imatra - Puumala. 89км

640х480 640х480 640х480
В Imatre на мосту через Вуоксу В Imatre Церковь в Ruokolahti
    Стартовали рано утром электричкой до Выборга, далее - дизелем до Светогорска. Сразу после границы ехали по велодорожкам до Imatra - и дальше до Ruokolahti. Потом - по дороге 62 до Puumala. Ночевали на rest area около Hylkeenlahti.


16 июля. Lietvesi - Anttola - Mikkeli. 94 км

640х480 640х480 640х480 640х480
У озера около Hylkeenlahti На пути к Lietvesi Дорога между озёрами Остров-скала
640х480 640х480 640х480 640х480
Смотрим вслед катеру Катер с прицепом Вид с моста на катер Мы в Anttola
585х358

318х640

640х480
Музей Центра связи "Локки" в Mikkeli Собор Tuomiokirkku в Mikkeli Внутри собора Tuomiokirkku
    Очень красивые места! Дорога проходит буквально по узким перешейкам между озёрами. Чтобы успеть до закрытия музея в Mikkeli, пришлось ехать довольно быстро, преодолевая жару и затяжные подъёмы.


17 июля. rest area near Kirjala - Tuukkala - Leivonmäki - Jyväskylä. 119 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Утки на стоянке около Kirjala Олег пытается кормить финских уток нашим хлебом Подъезжаем к городку Tuukkala Место для отдыха около озера Rytajärvi
640х480 640х480 640х480 640х480
Утки тоже хотят есть Перевальчик на пути в Jyväskylä Церковь в Jyväskylä Вид с моста на Jyväskylä
Первые 60 км ехали по тихим второстепенным дорогам, потом по магистрали 4 (Е75) до Jyväskylä. Ночевали возле кемпинга Laajavuori, дорогого и неуютного. Но на его территории мы всё-таки побывали благодаря калитке, расположенной в тыловой части кемпинга. Калитка открывается утром, а закрывается в 22:00, так что мы смогли посетить душ (с кабинками без дверей, но зато бесплатный для нас) и набрать воды для приготовления ужина.


18 июля. Jyväskylä - (поезд) - Vaasa - ( паром) - Holmsund - Umeå. 33км

640х480 640х480 640x480

278x608

И в Jyväskylä утки тоже есть! Утром перед посадкой в поезд Jyväskylä - Vaasa Олег в поезде Jyväskylä - Vaasa Памятник в Vaasa

351х335

640х480 558х480 640х480
Фрагмент памятника в Vaasa "Первым делом - самолёты" Водонапорная башня в Vaasa Скульптурная группа в Vaasa
640х480 640х480 640х480 640х480
Вид с парома "RG I" Vaasa-Umeå. Впереди шведский берег Олег на пароме Сергей на пароме Я на палубе парома
640х480 640х480 640х480 640х480
Внутри парома Открывается выезд с парома 3 минуты до въезда в Швецию Паром "RG I", на котором мы приплыли в Швецию
Рано утром сели в поезд Jyväskylä - Vaasa. В Vaase нашли веломастерскую для ремонта колеса Сергея (сломались 3 спицы). Оставили в мастерской все 3 велосипеда. Погуляли по городу пешком, шведский язык слышен чаще финского. Сначала собирались ночевать в окрестностях города (не было билетов на вечерний паром Vaasa-Umeå, да и велосипед ещё был в ремонте), но за час до отплытия парома велосипед был уже отремонтирован. Помчались в порт, а там поступили в продажу невыкупленные забронированные билеты. 4 часа на пароме - и мы в Швеции!
Сразу после выезда из порта оказались в маленьком шведском городке Holmsund. В поисках места для ночёвки проехали ещё 19 км до окрестностей Umeå, где заночевали на каком-то поле недалеко от аэродрома. Не слишком комфортно, но спать хотелось сильнее, чем искать лучшее место.


19 июля. Umeå - Bostmark - camping Burträsk. 108 км

640х480 533х433 640х480 640х480
Вид с моста через реку Umeäiven на северную часть и центр Umeå. Соня Эриксон - на одной из исторических родин Дом в Umeå Осторожно, шведские рыцари
640х480 640х480 640х480 640х480
Немножко шведских горок для разнообразия Сюрприз - 9км плохой грунтовки Зато добрались до красивого городка Burträsk, где устроились в уютном кемпинге с красивым видом на местную церковь
640х480
Я в кемпинге Burträsk
 Утром заехали в Umeå. В инфоцентре приобрели сувениры, а также воспользовались бесплатным интернетом. Выяснили, что с велокартами в Швеции значительно хуже, чем в Финляндии. Пришлось купить карту 1:275000 "Turistkarta Sverige, Blad 6" (Район 6) за 109 шв.крон. Бесплатные туристские карты городов - в изобилии в инфоцентрах.
 Из Umeå поехали на север по дороге 364, чтобы избежать магистрали Е4.
Дорога 364 понравилась минимальным трафиком и живописными горками. Только в конце дня пришлось ехать 9 км по плохонькой грунтовке (возможно, этот участок дороги подготавливают к ремонту).
 В городке Burträsk наткнулись на уютный кемпинг рядом с красивой церковью. Решили остановиться в кемпинге - сумма в 115 крон на троих вполне устроила нас.

20 июля. Кемпинг Burträsk - Skellefteå - Byske - залив около Jävre. 106 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Игры пенсионеров в кемпинге Burträsk Перед выездом из кемпинга Burträsk Въезжаем в Skellefteå Дети в Skellefteå
640х480 640х480
Я в "Шведской крепости" Ночёвка в переодевалке
 Кемпинг Burträsk оказался весьма комфортным. Значительную часть его обитателей составляли пожилые люди, проявлявшие двигательную активность в различных направлениях, например, в непонятной для нас игре с шарами.
 Почти сразу после нашего выезда из скопившихся туч хлынул дождь. Пережидать его мы не стали и поехали в Skellefteå. В городе провели часа два, заглянули в магазины, пообедали. После выезда из Skellefteå проехали несколько километров по отремонтированной встречной полосе, закрытой для автомобилей. Затем всё-таки пришлось ехать по магистрали Е4.
 После городка Byske дождь усилился, произведя всеобщее намокание и временный отказ датчика моего велокомпьютера. Да ещё и стали мёрзнуть руки. Так что очень кстати оказалось посещение очередной "Шведской крепости" (так мы называли помещения, расположенные возле мест для отдыха при шведских дорогах). Слово "туалет" - здесь просто неуместно, так как уровень комфорта и оснащённости этих заведений позволяли нам даже стирать и тут же сушить одежду в потоке горячего воздуха, исходящего из устройства для сушки рук.
  На этот раз с помощью такой сушилки удалось согреть руки прямо в велоперчатках.
  В поисках места ночёвки мы свернули к заливу в районе городка Jävre. На пляже обнаружили пару домиков для переодевания ("omklädning"). Мы, естественно, выбрали один из них для ночёвки. Сначала собирались поставить палатку прямо в домике (дождь всё ещё шёл), но после ужина расстелили спальники прямо на полу и благополучно легли спать.

21 июля. залив около Jävre - Piteå - Luleå - Råneå - rest area около Töre. 142 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Этот домик заменил нам палатку А в "Damer omklädning" мы даже не заходили Почтовый велосипед в Piteå Центр Piteå
640х480 473х640 640х480 480х640
Шведское лето: +14, временами дождь... Шведский стул для высоких гостей Вид на центр Luleå с моста Собор в центре Luleå
640х480 640х480 640х480 640х480
Макушка собора в Luleå Олег на велокарусели в Luleå Горка в в Luleå Церковь в Råneå
640х480
Запасная покрышка
 Утром на пляже никто так и не появился. Дождя тоже не было, и мы благополучно отбыли в направлении города Piteå, название которого на 80% совпадает с родным Питером. Погода была прохладная, пасмурная. Видимо, этим объяснялось необычно большое для Швеции число хмурых лиц в центре Piteå.
 Зато почтовый велосипед ярко-жёлтого цвета смотрелся гораздо веселее.
 Во время обеда на площадке для отдыха около Brändon мы решили проехать до аналогичной площадки ещё 100 км, чтобы там заночевать. Хотя уже был четвёртый час дня.
 В следующем городе, Luleå мы осмотрели местный собор в Stadsparken, а также фонтан и детскую площадку с велокаруселью на 4 посадочных места.
 Очередной перекус был в кафе в городке Persön. А в городке Råneå мы отклонились в сторону от магистрали на пару км, чтобы посмотреть местную церковь и другие достопримечательности. Лично мне ещё запомнился встречный автомобиль, уступавший нам дорогу по максимально удалённой траектории, касаясь колёсами поребрика (!).
  После выезда из Råneå мы увидели нашу "Волгу" с карельскими номерами у обочины на другой стороне дороги. На ходу выяснили, что это были наши люди из Питкяранты.
 На место ночёвки мы прибыли после 23:00. В этот день у нас получился максимальный пробег - 142 км.

22 июля. Rest area около Töre - Kalix - Tornio - rest area около Simo. 130 км

640х480 640х480 640х480 640х480
На площадке для отдыха Бегом за скидками в продмаг шведского городка Kalix Выезжаем из Kalixa Чайки - настоящие
640х480 640х480 640х480 640х480
Распродажа НАТОвских арсеналов В приграничном шведском городе Haparanda Два города разных стран - на одной карте Велосипедный мост в Tornio
640х480
Вернулись в Финляндию - любуемся очередным ЦБК
 Ночевали на площадке для отдыха в условиях, приближенных к кемпингу, но бесплатно. В универсаме г.Kalix купили вкусных салатов со скидкой (для этого надо расписаться в купоне из местной газеты). Решили повторить, но кассирша скидку проигнорировала. Оказалось, что газеты кончились. Почти. Ещё одна для нас всё-таки нашлась.  Через 20 км мы наткнулись на магазин военных товаров (стран НАТО), где прикупили наборы вилка-ложка-нож и армейский котелок для походов.  Ещё через 40 км мы въехали в Haparanda - последний шведский город перед финской границей. Фактически первый финский город после границы (Tornio) является продолжением последнего шведского, и разделяет их река Torniojoki. Естественно, процедура пересечения границы сведена к нулю. Главное, переехав мост, не забыть перевести часы на 1 час вперёд (если оказываешься в Финляндии), или на 1 час назад (если приехал в Швецию).     
По хорошей финской традиции на протяжении нескольких десятков км после границы имеется велодорожка. Несмотря на отсутствие у нас велокарты GT6 (Лапландия), мы уверенно продвигались на юг, пока не начали петлять по велоуказателям в небольшом городке Kemi. Иногда только одному из нас троих удавалось поймать взглядом нужный указатель, благодаря чему мы не заблудились. Хотя однажды дорога потерялась на стройплощадке. А местное население уже вовсю "расслаблялось" после трудовой недели (пятница,вечер) и на наши вопросы про дорогу ответы были весьма туманные.  
Около полуночи мы начали искать место для стоянки. Сначала хотели встать просто в лесу, но Сергей (спасибо ему!) решил съездить вперёд на разведку и нашёл через пару км rest area (со столами и туалетом), где мы и остановились.

23 июля. rest area near Simo - Haukipudas - Oulu. 96км

424х640

640х480 640х480 640х480
Вигвам Пляж на Ботническом заливе Легче ехать, чем идти II - это не "11", а название города!
640х480 640х480 640х480 640х480
Велосипед в городке Haukipudas. Видимо, после испытаний на максимальный вес седока :) Радуга над Oulu Ёжик на велодорожке, который видит велосипедистов на дороге для ёжиков Аттракцион "Вниз головой" в Oulu в "День чеснока"

480х640

640х480 640х480 640х480
Народ в Oulu ко всему привычный Велостоянка на площади в Oulu Ещё одна велостоянка Ночные странники
 
Ночью пошёл дождь и продолжался до часу дня, поэтому мы стартовали поздно. Зато ехали быстро (попутный ветер,солнечно и нежарко) и даже успели искупаться в Ботническом заливе. В Oulu приехали около 21:00. В центре города было ежегодное народное гулянье под названием "День чеснока". Работали аттракционы, закусочные, концертные площадки. А в парке по пути к кемпингу навстречу нам продвигалась колонна роликовых конькобежцев.  
Мы нашли неплохое место для стоянки недалеко от кемпинга Nallikari с видом на пляж и море.

24 июля. Oulu - (поезд) - Kuopio.38 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Ветрогенераторы в Oulu Цветок в ботаническом саду университета Oulu Другой цветок там же Тоже красивое растение
640х480 640х480 640х480 640х480
Выглядит аппетитно. На вкус не пробовали Тоже красиво! Кактусы Ещё кактусы

757х1086

640х480 640х480 640х480
Инфо о Ботаническом саду. Олег и подсолнухи Велозамки в саду Одна из двух пирамид-теплиц
640х480 640х480 640х480 640х480
Заправляемся пиццей в ожидании поезда Oulu-Kuopio Едем в Kuopio, смотрим кино На этом поезде мы приехали в Kuopio Вагон оснащён широкой дверью специально для загрузки велосипедов и крупного багажа
640х480
Kuopio встретил нас радугой
 
Утром доехали до вокзала, купили билеты на вечерний поезд, загрузили вещи в камеру хранения. И поехали в ботанический сад университета Oulu. Вход - условно бесплатный (2 евро - по желанию). Две теплицы в форме пирамид называются "Ромео" и "Джульетта". Много красивых растений внутри. Также имеются наружные огороды со всякими помидорами, подсолнухами и т.п. У сада есть свой сайт www.oulu.fi/botgarden/  
В поезд до Kuopio зарузились успешно. В вагоне было не более 10 человек, включая нас. Загрузка и выгрузка велосипедов через специальные широкие двери занимает секунды.  
В Kuopio местное население любит помогать приезжим найти правильную дорогу. Мы убедились в этом сразу же после выезда с вокзала: помощь предложил местный житель на вполне понятном английском. Мы смогли быстро стартовать, а дальше по карте добрались до кемпинга Rauhalahti.

25 июля. Kuopio - Kaavi - озеро Kuusjärvi. 123 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Конная повозка в Kuopio Памятник сапожнику в Kuopio Олег удивился, увидев прыгуна с трамплина 75-метровая обзорная башня Puijo
640х480 640х480 640х480 640х480
Вид на трамплин с башни Puijo Вид на окрестности с башни Puijo Прыжок с трамплина У входа в башню Puijo
640х480 640х480 640х480 640х480
Велотоннель по дороге в Kaavi Деревянные скульптуры в Luikonlahti Игрушечная мельница в Luikonlahti Деревянные лебеди в Luikonlahti
640х480 640х480 640х480 640х480
Дорога 573, по которой мы ехали в Outokumpu, любуясь красивым закатом Самая удачная точка для фотосъёмки - на мусорном баке
 
Кемпинг Rauhalahti относится к группе "Top Camping Finland", включающей в себя 6 кемпингов (в Kuopio, Kalajoki, Naantali, Kouvola, Vaasa и Mikkeli). Каждая пятая ночёвка в кемпингах этой группы - бесплатная. Для нас этот бонус был бесполезен, так как мы за 14 дней ночевали в кемпингах только 2 раза. А вот другим бонусом - 1 бесплатный час в сауне - воспользовались, хотя время было неудобное - между завтраком и обедом. После сауны собрались и поехали в центр Kuopio. В Intersporte прикупили велорюкзак для Олега со значительной скидкой. Полюбовались старинными памятниками. Далее поехали к горе Puijo. В отличие от 2003 года, подъём на вершину отнял у нас больше сил, так как на этот раз мы ехали наверх со всеми нашим вещами. На вершине, несмотря на лето, мы увидели прыгуна с трамплина, несущего лыжи. Оказалось, что эти спортсмены тренируются даже летом, прыгая на специальное покрытие. За прыжками можно отлично наблюдать с 75-метровой обзорной башни.  
До городка Kaavi добрались к 7 часам вечера, и до стоянки надо было проехать ещё километров 50. В деревне Luikonlahti (13 км после Kaavi) с дороги хорошо видно деревянные скульптуры (памятники на тему войн 1939-1945 годов), а также пару деревянных лебедей.  
По дороге 573 ехать было очень легко, а красота предзакатного неба в сочетании с величественными елями добавляли нам сил. Так что мы решили проехать как можно дальше, и в результате (после некоторых плутаний по Outokumpu) остановились на ночёвку в половине первого ночи на берегу озера Kuusjarvi. Нам ещё повезло, что в темноте мы смогли найти проход к озеру в небольшом лесу.

26 июля. Озеро Kuusjarvi - Joensuu - озеро Pieni Kastelampi. 85 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Соня Эриксон в гостях у прадедушки В автомузее Joensuu(Automuseo Myllyn Vanhat Autot Honkalampi) Главный зимний велосипедист В Bunkkerimuseo в районе Marjala
640х480 640х480 640х480 640х480
Ещё один Эриксон Вид изнутри бункера Окопы Олег у перископа
640х480 640х480 640х480 640х480
Что видно в перископ Соревнования по скоростному поеданию мороженного в Joensuu Два литра мороженого на троих - кто быстрее Финал соревнований
640х480 640х480
Победители соревнований Закусываем финский ice-cream финской же малиной
 
Утром на озеро приходили купаться дети с бабушкой. На нас никакого внимания не обратили. А мы собрались и поехали в направлении Joensuu.  
Через 35 км пути завернули в автомузей Automuseo Myllyn Vanhat Autot Honkalampi и провели там полтора часа. Кроме десятков старинных автомобилей, там можно увидеть старинные телевизоры, радиоприёмники, телефоны. Особенно интересно было сравнить размеры настенного Ericssona в деревянном корпусе с моей мобильной Соней Эриксон. Ещё понравился Санта Клаус на велосипеде.  
А в Marjala (пригороде Joensuu) мы побывали в Bunkkerimuseo (понятно без перевода). Мы с Олегом уже были около этого музея в 2003 году, а я - внутри музея в 2004 году. Тем не менее, я снова с удовольствием бродил по бункерам и ползал по окопам.  
В центре Joensuu мы успели забежать в Intersport за несколько минут до закрытия. И собирались зайти в продмаг прикупить еды на ужин. В это время к нам обратилась местная жительница по-фински, но мы ничего не поняли и попросили повторить то же самое по-английски. Оказалось, что через несколько минут начинаются соревнования по скоростному поеданию мороженого, и требуется команда из трёх участников. То есть нас приглашают поучаствовать. Мы согласились, так как в данном случае просто участие было даже приятнее победы. Тем более, что за мороженое платить не надо. Да и нереально было выиграть у соперников, серьёзно превосходивших нас габаритами. Для начала, правда, пришлось послушать речь ведущего на какую-то религиозную тему (всё по-фински) минут на 15. Видимо, организаторы соревнований имеют какое-то отношение к церкви.  
Мы успели съесть только половину упаковки, когда победители уже демонстрировали пустую коробку. К сожалению, оставшуюся половину мороженого у нас забрали. Как ни странно, главным призом для победителей было ...бесплатное мороженое в близлежащем ларьке.  
А мы продолжили свой путь. Сначала зашли в продмаг, а затем выехали по дороге 74 в сторону Heinävaara. В поисках места для стоянки нашли большой малинник, что явилось хорошим приложением к мороженому.

27 июля.озеро Pieni Kastelampi - Kiihtelysvaara - Tohmajärvi - Kaurila. 59 км.

640х480 640х480 640х480
На стоянке у озера Pieni Kastelampi Шикарная горка после Tohmajärvi Сергей на спуске с шикарной горки
 
Ночевали недалеко от Heinävaara на rest area у озера Pieni Kastelampi. Выехали поздно из-за дождя, но в этот день планировалось проехать около 60 км, чтобы провести последнюю ночёвку в Финляндии, а не в России. Проехали 11 км до Kiihtelysvaara, осмотрели церковь, а вскоре дождь закончился. Зашли в магазины в последнем перед границей финском городе Tohmajärvi, и доехали до озера у деревни Kaurila (7 км до границы). Уж не русский ли мужик Гаврила жил когда-то в этой самой деревне Kaurila?

28 июля. Kaurila - Niirala - Вяртсиля - Сортавала - (дизель) - Кузнечное - (электричка) - СПб. 76 км

640х480 640х480 640х480 640х480
Жалко будить. Но пора! Озеро у деревни Kaurila Перед КПП: разделение по сортам Мраморные карьеры Рускеала - теперь за деньги
640х334 480х640 640х480 640х480
Горный парк Рускеала: список запретов Наши велосипеды в дизеле И нам можно отдохнуть, пока дизель везёт нас по Карелии
640х480 640х480
Проезжаем Кавголово на электричке Скорее бы домой!
 
В последний день нашего путешествия ничего особо запоминающегося не произошло. Даже погода была вполне приличная. Границу прошли без проблем. До Сортавалы ехали в среднем темпе, так как на дизель успевали с запасом.  
Единственное, что меня удивило, это "окультуривание" Мраморных карьеров в Рускеала. Ведь ещё пару лет назад мы ходили там в любых направлениях. А теперь там поставили заборы, кассу для продажи билетов, стоянку для машин, организовали прокат лодок. Нам настойчиво предлагали поставить даже наши велосипеды на стоянку. Разумеется, не бесплатно. А на Карьеры можно смотреть бесплатно только с одного места (у входа). Впрочем, у нас всё равно не было времени задерживаться там надолго.  
Далее Сортавала - дизель - Кузнечное - электричка - СПб. В будний день этот маршрут проезжается легко.  
Так мы провели 2 недели летом 2005 года.  
 
Некоторые итоги:  
За 14 дней проехали 1300 км на велосипедах.  
Средняя скорость хода 18,5 км/час.  
Расходы - около 220 euro на человека (включая транспортные расходы).  
Наличие велокарт и расписаний поездов, паромов очень помогло вписаться в намеченный график. Плюс хорошее взаимопонимание внутри коллектива обеспечивало быстрое принятие оптимальных решений в ходе поездки.  
 
Спасибо всем участникам!  
 
Сергей Самойлов