Снег и подсолнухи. Октябрь-2004

Road to Puumala

Map Suomi-2004 plus


0.Неторопливый сентябрь.


   После моего возвращения из Финляндии (22 августа) я сразу попал в круговорот различных срочных дел, к тому же требующих некоторых финансовых затрат. Плюс начало первого после окончания школы учебного года у моего сына Олега - основного компаньона в велопоходах. Но дела - делами, а съездить осенью в Финляндию в небольшой велопоход вдвоём с Олегом очень хотелось. Для этого не хватало лишь самого главного - визы у Олега. Казалось бы, всё просто: съездить в консульство, сдать документы, подождать 2 недели - и вперёд! Но подвела коллективная неторопливость.
   Сначала я затянул 2-3 дня с посещением консульства. Пришёл 2 сентября пораньше, за час до открытия. А народу.. 2 человека. Всё-таки - не лето! Но что-то ещё изменилось вокруг. Не видно ни одного представителя страховых фирм. А на двери висит список тех фирм, медицинские страховки от которых в консульстве теперь не принимаются. Видимо, назойливость страховых агентов достала даже спокойных финнов. Правда, один из агентов попытался спрятаться в очереди, но был атакован лично консулом Финляндии с угрозами вызвать милицию. Агент удалился, а мне надо было срочно как-то оформить страховку для Олега. Через полчаса добрые люди подсказали мне координаты страховой фирмы, отсутствующей в чёрном списке, и я успел всё оформить до открытия консульства. Документы в консульстве приняли без лишних вопросов.
   А через 2 недели неторопливость проявили и финны. Срок выдачи виз увеличился на 5 дней "по техническим причинам", возможно из-за скорого переселения консульства в новое здание. Значит, в выходные дни 18-19 сентября мы не уедем. А погода через неделю может и испортиться…


1.Фальстарт в сентябре.


   Визу через 5 дней мы получили. Решили ехать на 3 дня с 24 по 26 сентября. Сборы прошли, как обычно. А вот прогноз погоды обещал ежедневные дожди. Вечером 23 сентября мы выехали на последней электричке до Выборга. Переночевали на выборгском вокзале в ожидании дизеля Выборг - Светогорск с отправлением около 6 часов утра. Всю ночь шёл сильный дождь.
   А утром дизеля не было. Оказывается, в этот день его (и вечерний тоже) отменили, а вместо него на час раньше назначили другой, но только до Каменногорска. А я эти отмены не углядел на доске изменений. В кассе сказали, что до Светогорска можно доехать на автобусе с какого-то автовокзала. Нам этот вариант не подходил: в автобус мы бы с велосипедами не влезли.
   Дождь и не думал прекращаться, поэтому добираться до Светогорска своим ходом было проблематично. Да ещё и у Олега начинались простудные явления. Пришлось временно отступить в сторону родного дома с помощью электрички Выборг-СПб. Было очень обидно, но надежда на более удачный старт сохранилась.


2.Вторая попытка.


   Следующую попытку мы предприняли только через 2 недели. На этот раз в нашем распоряжении было 2,5 дня: вторая половина пятницы, суббота и воскресенье. Погода ожидалась с небольшими осадками в пятницу и последующим прояснением и снижением температуры с +11 до -1 градуса. И это было лучше, чем сплошные дожди 2 недели назад.
   Мы стартовали в 14 часов в пятницу 8 октября. В Выборге были вечером, затем пересели на дизель и добрались до Светогорска к 23 часам. Мы решили, что лучше переночевать в палатке в окрестностях Светогорска, чем мучиться ночью на Выборгском вокзале.
   Поиск места для ночёвки занял не более получаса. Для этого мы проехали 2-3 километра в сторону Лесогорского, пока не нашли слева от дороги симпатичную горку. Неподалёку располагались какие-то гаражи, но там никого не было. Поставили палатку, быстро поужинали и легли спать. Со стороны завода и железной дороги периодически доносился шум, но мы свои 7 часов сна никому дарить не собирались.


3. Преодоление таможенных барьеров.


   Утро было прохладное, но без дождя.
Our camp in Svetogorsk (Enso) Our camp in Svetogorsk (Enso)
   Позавтракали, собрались и выехали. В магазинчике купили сок и хлеб, а через несколько минут были на границе. А там нам снова "повезло": российские таможенники потребовали от нас оформления таможенных деклараций на велосипеды в двух экземплярах. Для меня это было делом новым, так как в предыдущих поездках я ничего такого не оформлял. Как правильно заполнять декларацию я не имел никакого понятия. К тому же, таможенница, с которой мы общались сначала, куда-то ушла, а нас передала своей сменщице, которая почему-то решила, что мы едем на машине, а наши велосипеды - это лишь часть тех богатств, о которых мы должны упомянуть в декларации. Но мы позиционировали наши велосипеды, как "временно вывозимые товары", а пункт "сведения о транспортном средстве" проигнорировали. Это вызвало недовольство у таможенницы, и она потребовала переписать декларации (2х2=4 экземпляра) снова. Теперь стало ещё непонятнее, чего от нас хотят? Как указать объём двигателя, номер шасси, номер кузова, номер двигателя велосипеда?
   Через какое-то время мы смогли объяснить, что никакой машины у нас нет, а, значит, наши велосипеды - всё-таки "временно вывозимые товары". В третий раз переписываю бумаги. Наконец, их у меня принимают, оформляют, а вторые экземпляры возвращают (их надо будет предъявить при возвращении). В общем, потеряли мы больше часа, а впереди ещё общение с финнами, что же будет там?
   На этот раз я сразу же начал общаться с финнами по-английски, причём с бодрым видом, чтобы избежать всяких грустных вопросов о наличии приглашений и предполагаемых мест ночёвок. Тем более, что едем мы всего на 2 дня. Финны-пограничники тоже выглядели весело, но начали издалека, спросив, не холодно ли нам ездить на велосипедах? Я ответил, что мы ездим даже зимой, что же нам осени бояться? А на главный вопрос о месте ночёвки я без запинки ответил: "camping Koskenslkä in Puumala". К счастью, один из двух финнов уверенно кивнул головой в подтверждение того, что ему известно о таком кемпинге. Ещё несколько секунд - и мы снова допущены в страну Suomi.


4. Полтора часа в Imatre


   Ещё 1км мы двигались по дороге, а затем с удовольствием перебрались на велодорожку. Небо постепенно прояснилось, а температура была чуть выше нуля.
Overflow dam in Imatra Oleg in Imatra

   На улицах очень мало народу, в основном, это люди пожилого возраста. В центре города людей чуть побольше, особенно около Euromarketa и возле агитационного стенда в рамках какой-то избирательной кампании. Покатались минут 20 по центру города, закупили продуктов и сувениров в Euromarketе, посетили магазин Intersport (с неплохим велоотделом) и выехали в сторону Ruokolahti. Сначала ехали по красивой дороге вдоль Vuoksi, затем повернули направо на деревянный мост. Через несколько километров мы выехали из Imatra, но велодорожки не закончились, а продолжались до Ruokolahti.


5. Навстречу ветру - в Puumala.


   Темп нашего движения был неплохой, но не самый быстрый из-за встречного холодного северо-западного ветра. При этом в спину светило солнце. Поэтому хотелось поглубже спрятать голову в капюшон, но при этом не слишком перегреть освещаемые солнцем задние части тела. К счастью, в это время осени в солнечный день красота окружающей природы не уступает летней. Ко всем летним краскам добавляются ещё жёлтые и красные цвета в листве деревьев. И проехать мимо такой красоты, не останавливаясь, невозможно (разве что за исключением некоторых отъявленных "марафонцев":). И во время таких остановок мы отогревали замёрзшие лица, остужали горячие спины и, естественно, фотографировали окружающую природу.

Road 62


   К Puumala мы подъехали в 17:30 по финскому времени, то есть за час до наступления темноты. Сначала мы увидели красавец-мост Saimaansilta справа впереди.
Saimaansilta

   А затем, свернув на него, полюбовались красивыми осенними видами на окрестности и отправились к намеченному месту ночёвки - кемпингу Koskenselkä.


6. Ночёвка в Koskenselkä.


   Ветер утих, но стало ещё холоднее, что приводило к мысли о неизбежности ночных заморозков. На улицах Puumala почти никого не видно. А в кемпинге мы никого так и не увидели, хотя во дворе напротив открытого гаража стоял автомобиль. Да и дверь в дом тоже была открыта, мы даже попытались вызвать кого-нибудь из персонала, чтобы спросить разрешения на ночёвку. Ведь дорога в сторону территории собственно кемпинга была перекрыта шлагбаумом. Но никто на наши призывы не откликнулся, и мы, проехав мимо шлагбаума, попали на территорию кемпинга.
   Уже темнело, поэтому мы быстро поставили палатку и занялись приготовлением ужина. Естественно, все помещения, включая кухню-столовую и душ-туалеты, были закрыты на замок. Зато озеро закрыть на замок не удалось, поэтому у нас были неограниченные водные ресурсы. Радовало и наличие электричества в некоторых столбиках, что позволило нам подзарядить аккумуляторы для фото-радио-светового оборудования. Ужинали, как и в Светогорске, при искусственном освещении, полученном от наших велофар и просто фонарика. Разжигать костёр не решились, чтобы не привлекать к себе внимания. К нам никто интереса так и не проявил. Ближе к ночи поднялся небольшой ветер.
   Спали мы достаточно крепко, но один раз я ненадолго проснулся от шума падающих капель на тент. Видимо, какие-то небольшие осадки ночью были, но утро было всё-таки морозным и солнечным. Тент палатки был покрыт замёрзшими каплями, поэтому мы сняли его и перенесли на освещённую солнцем поляну для просушки.

Saimaa from Koskenselka camping


   Над противоположным берегом озера нависали свинцовые тучи с розовой окантовкой, и, судя по направлению ветра, из этих туч нас поливало ночью. Постепенно тучи унесло ещё дальше, примерно в направлении Imatra.
Saimaa from Koskenselka camping boats in Koskenselka camping

   Мы прогулялись по территории кемпинга, наслаждаясь тихим морозным солнечным октябрьским утром.


7. Возвращение в Imatra


   В этот день мы планировали съездить до смотровой площадки Lietvesi (20 км) и обратно, но решили не рисковать, так как ещё вчера у Олега побаливало колено, и лишних 40 км ему были не в радость. Тем более, что нам никак нельзя было опаздывать на обратный дизель Светогорск - Выборг.
in Koskenselka camping
Welcome to Koskenselka camping
   Зато мы спокойно завтракали и собирались.
   Для эффективной работы газовой горелки требуется не очень низкая температура газа в баллоне. Поэтому мы сначала разогревали воду в миске до 30-50 градусов, а затем ставили баллон с горелкой в эту тёплую воду, после чего пламя горелки усиливалось во много раз.
Bear in Koskenselka camping Kahvio in Koskenselka camping
   При выезде из кемпинга никого из персонала так и не увидели, кроме деревянного медведя в роли часового напротив шлагбаума около летнего кафе и reception office.

Welcome to Koskenselka camping

   Приятно увидеть приветствие "Добро пожаловать" на русском языке у въезда в кемпинг.



   В центре Puumala по-прежнему очень мало народу. Мы проехали вокруг центра пару километров, но ничего интересного, кроме крутого подъёма на горку не увидели. Тем временем заметно потеплело: аж до +2 градусов. В магазине, куда мы зашли за соком и печеньем, народу было гораздо больше, чем на улицах: человек пять, не считая нас.
   Далее мы продвинулись к знаменитому лифту для того, чтобы подняться на мост Saimaansilta и сделать ещё несколько фотоснимков.
near lift Oleg in lift

   У каждого времени года - свои неповторимые краски. В чём нетрудно убедиться, сравнивая виды с моста в августе и в октябре:

Two seasons - two pictures

Если посмотреть с моста в другую сторону, то увидим вот что:

view from Saimaansilta


   Спустившись с моста, мы повернули в сторону Imatra и продолжили движение с помощью попутного ветра, что не могло не радовать.

   Примерно через 20 км на дороге стало больше снега и льда. Видимо, основные осадки ночью были в этом районе. Пришлось ехать аккуратнее, особенно на спусках.
   На очередной горке ехали совсем медленно, иногда останавливались.
snow on the hill

   Но уже через пару километров снова началась сухая дорога, потеплело. Ещё 5 минут - и мы уже почти вернулись из зимы сразу в лето: слева от дороги растут огромные подсолнухи высотой около 2,5 метра!
Sunflowers in Kotaniemi Sunflower

   Никак не ожидали увидеть их здесь в это время года. Всё-таки мы не в Краснодарском крае, а в северной деревушке Kotaniemi. Лепестки местами пострадали от заморозков, но всё остальное - как летом!
   Вдохновившись увиденным, уверенно доезжаем до начала велодорожек в Ruokolahti. Далее едем совсем уверенно.

   Въезжаем в Imatra, наблюдая фантастической красоты индустриальный пейзаж (хорошо, что не натюрморт:), создаваемый мачтами и проводами ЛЭП, а также непрерывно дымящими трубами завода Stora Enso на фоне голубого неба.
Industrial life in Imatra


8. Прощальный ужин в Imatra


   На правый берег Vuoksi возвращаемся по тому же деревянному мосту, что и вчера утром. Далее - поворот направо на Joutsenonkatu. По пути на всякий случай набираем воды в каком-то кафе (за дверью с изображением петуха). Доезжаем до очередного ориентира (кладбища:) и поворачиваем направо к заливу и кемпингу Ukonniemi. Но в кемпинг мы заезжать не стали, а поехали сразу к заливу озера Saimaa. Там на берегу мы обнаружили стол со скамейками, где и решили поужинать.
   Для этого мы достали нашу газовую горелку и приготовили ужин по полной программе в сопровождении солнца, медленно опускающегося в лес на другой стороне залива.
sunset in Imatra (Ukonniemi) 17:50 sunset in Imatra (Ukonniemi) 18:05

   С заходом солнца стало ещё прохладнее, но как раз в этот момент подоспел наш ужин и добавил нам необходимое количество калорий. После ужина мы быстро собрались и поехали к центру Imatra (около 5 км). Там мы потратили оставшиеся 5 еuro на мелкие сладости и покатили в сторону границы. И снова правильный выезд с велодорожки, идущей вдоль дороги 396, на основную дорогу мы проскочили, из-за чего пришлось штурмовать пару придорожных канав.


9. Вернулись в … Темногорск.


   На финской части границы всё прошло легко и быстро, а на российской части мы вернули вторые экземпляры злополучных таможенных деклараций, при этом никаких трудностей не было.
   В нескольких метрах от здания таможни на дороге начиналась полная темнота по причине отсутствия освещения. Видимо, это помогает быстрее понять путешествующим людям, в какой стране они находятся. Тем не менее, очередной российский шлагбаум мы смогли вовремя увидеть. Солдат, находившийся при нём, слегка ошалел, увидев нас, и даже не стал проверять паспорта. Он только спросил:"А вы так на велосипедах всё время и едете?" Мы подтвердили его предположение и пожелали успехов.
   А всё-таки непонятно, почему мы умудряемся так ронять престиж нашей страны в глазах всего остального мира, причём с первых же минут пребывания в России? Какими словами объяснит темноту на российской дороге какой-нибудь финн своему ребёнку, впервые въезжающему в Россию на авто (или велосипеде:)? Притом, что финское название города Enso было заменено на Свето(!)горск. Правильнее будет Темногорск. Хотя в самом городе освещение всё-таки имеется. Кстати, даже на трассе Е-18 (Скандинавия) через месяц (в начале ноября) мы ехали в полной темноте несколько десятков км, включая мост в Выборге, что было весьма неприятно и удивительно.
   Посадка в дизель прошла без проблем. В вагоне было тепло, о чём позаботилась проводница, регулярно подкидывавшая дрова в печку. Но деньги за проезд она не взяла, и сказала, что не имеет права на это, а деньги соберут продавцы-контролёры. При этом надо распознать лжеконтролёров, обычно пьяных, по её словам, и не давать им ни рубля. Но никаких контролёров так и не было. И это тоже Россия.
   В Выборге пришлось провести 5 часов на вокзале в ожидании первой электрички. Я почти не спал, а Олегу удалось вздремнуть часа 3-4. Вернулись домой утром и сразу отправились на работу (я) и учёбу (Олег). Так завершился наш осенний поход выходного дня в страну Suomi!

Немного цифр:

В первый день (9 октября) проехали 75 км со средней 17,3 км/час.
Во второй день (10 октября) проехали 85 км (круг по Puumala и петля в Imatra добавили 10 км) со средней 19,1 км/час.

Январь 2005