На главную страницу

ВелоБалтия-2015

---------------  велосипед (1070 км)
---------------  электричка, поезд
---------------  автобус
О  -  места ночёвок


Пролог.

    Велопоход состоялся в июне-июле 2015.
 Основные цели и особенности при составлении маршрута:
   - посетить все 4 страны, составляющие название форума ВелоБалтия http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=thread&frm_id=57&rid=0
   - въезд и выезд – на автобусе, избегая сложностей перевозки велосипеда в плацкартном вагоне
   - одну из 2-х недель велопохода провести в Польше (где я до этого ни разу не был)
   - в Польше обязательно побывать в Гданьске – городе-побратиме Санкт-Петербурга
   - успеть вернуться до 15 июля – даты окончания визы
Всё получилось!
При подготовке большую помощь оказало изучение отчёта «Мазурские озера и их окрестности...» http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=186988&unread=1&rid=3342 и советов от Романыча http://romanycz.travel.ru/stories/velopl/index.htm . Большое спасибо Максиму (автору отчёта «Мазурские озера и их окрестности...») за подробные ответы на мои вопросы по Польше.


День 1.
С.Петербург – Pärnu – стоянка RMK Krapi


    Автобусом эстонского перевозчика “Presto” http://presto.ee (25 euro, велосипед - бесплатно) проехал от автовокзала на Обводном канале СПб до Pärnu.
Билет покупал заранее через интернет ( http://www.avokzal.ru ).
Автобус был полупустой, как я и ожидал, в понедельник народу всегда меньше, чем в выходные.
В Pärnu прибыл к 15 часам, так что ещё успел закупить продукты и доехать почти до границы с Латвией.



    Отрезок от Uulu до Häädemeeste проехал, как обычно, через Soometsa, а не по магистрали Таллинн-Рига, куда почему-то направляет маршрут Eurovelo 13. За полтора часа встретил 3-4 машины.


   На стоянке RMK Krapi http://www.rmk.ee/temq/otdqhajushemu-na-prirode/zonq-otdqha/zona-otdqha-parnumaa/3464 примерно половина мест свободны – понедельник!

У соседнего навеса - семья из Литвы, едут в отпуск в Эстонию, спрашивают, есть ли дальше ещё аналогичные стоянки. Я отвечаю, что есть, и немало.
Глава семьи оставляет визитку, приглашает остановиться на бесплатной турбазе от их предприятия. Я благодарю, но в этот раз мой маршрут проходит далеко от той турбазы.

Пробег за день – 56 км


День 2.
Стоянка RMK Krapi – кемпинг Krimalnieki


   Утром, проезжая деревню Treimani (за 5 км до латвийской границы), зашёл в магазинчик за йогуртом и был поражён наличием работающего автомата по приёму пустой тары из под напитков.
Для деревни с населением 190 человек это удивительно.


   В Латвии пересекаю реку Salaca в городе Salacgriva.

Дальше – по местному веломаршруту 101 - до выезда на магистраль Таллинн-Рига, по которой безальтернативно еду 13 км согласно Eurovelo 13.
Встречаю большую группу немецких велотуристов, не понимающих, что им придётся-таки выехать на магистраль.
Один из них подъезжает к мне, я объясняю ему по карте, где ближайший поворот с магистрали на спокойную грунтовку (откуда я и приехал).


   А я вскоре сворачиваю с магистрали на свою грунтовку, но она тоже не радует, песок и камни, одна из худших дорог в Латвии для груженого велосипеда.
Хотя и входит в веломаршрут Eurovelo-13 «Железный занавес» http://www.eurovelo13.com/

После поворота к Tuja дорога улучшается, появляются бесплатные стоянки, но я еду в кемпинг Krimalnieki http://krimalnieki.lv .




   Заселяюсь за 7 euro, палатку ставлю перед вагончиком, чтобы защититься от сильного ветра с моря.



После заката ветер не стихает, а ночью ещё и дождь был.

Пробег за день небольшой – 57 км.


День 3.
Кемпинг Krimalnieki – Skulte – (электричка) – Рига – (автобус) – Kaunas – место ночёвки 3

   Утром ветер ещё сильнее, море штормит, но на солнце довольно тепло, особенно, если отъехать от моря.
Продолжаю тупо следовать Eurovelo-13 в объезд магистрали, некоторые грунтовки плохи для велотуризма, но надо проехать по ним, чтобы понять, где ехать в следующий раз, выбирая из двух зол меньшее.



По маршруту въезжаю с тыла в музей Мюнхгаузена, где был в прошлом году.

В Skulte нет кассы, поэтому билет покупаю у контролёра-кассира в электричке, без наценки.


Приятно ехать в полупустой электричке, оборудованной фиксаторами для велосипедов (привет СЗППК).



В Риге выгружаюсь из электрички на дальней от вокзала платформе, лифта нет, но можно доехать до конца платформы и перейти через жд пути на первую платформу, где в углу есть подходящий для велосипеда лифт (под двухэтажным зданием в середине снимка).

Самый короткий путь до автовокзала неудобен – подземные переходы с лестницами.
Но я его прошёл – в первый и последний раз. На автовокзале загружаюсь в автобус Рига-Каунас. Перевозчик литовский – Kautra, на автобусе написано Eurolines.
Билет (17 euro) покупал заранее на сайте http://www.autobusubilietai.lt.
Там же запросил стоимость перевозки велосипеда – 8 euro, оплачивать водителю. А водитель денег брать не захотел :). Он и велосипед-то в чехле не признал, наверно. Или просто лень было оформлять квитанцию.

   В Каунасе есть 2 кемпинга, я бывал в обоих, но они мне не по пути, да и до заката ещё было 3 часа и нужно было проехать поближе к Польше, чтобы завтра вечером остановиться уже в польском кемпинге.
Выехал в направлении Preinai, по Каунасу проехал километров 15, маршрут прокладывала программа Osmand на смартфоне, много поворотов и разбитых дорог среди дачных участков.
В итоге проехал почти 30 км от автовокзала до заранее намеченного места дикой ночёвки в лесочке. Но там оказалось небольшое кладбище, вернее 1 могила. Пришлось в темноте проехать чуть подальше до лесополосы с грунтовой дорогой посередине.
Единственная дикая ночёвка прошла нормально, не считая присутствия на ближайшем дереве семьи енотов. Они порассматривали меня минут пять, а затем не спеша слезли с дерева и ушли куда-то в ночь.

Пробег за день – 66 км (36 км в Латвии и 30 км в Литве)


День 4.
Место ночёвки 3 – Preinai – Balbieriškis – Lazdijai – граница – Sejny – кемпинг Gieret

   Дорога до Preinai ненапряжённая, а вот следующие 15 км до Balbieriškis по дороге 130 были трудными – слишком большой трафик для такой узкой дороги, а обочина - непроезжаемая.


Зато перед Balbieriškis – отличная панорама Немана.

Сворачиваю с дороги 130 – трафика не стало, но и дороги местами так себе.
Да ещё и смартфон с навигационной программой внезапно выключился (и больше не включался, по возвращении был сдан в гарантийный ремонт).


Склад сена


Столб с гнездом аиста

   После поворота с дороги 131 на Lazdijai местность напоминает Финляндию.
Слева от дороги – региональный парк Meteliai http://www.meteliuparkas.lt с озёрами Dusia, Metelys и Obelija.

В Lazdijai пополняю запасы продовольствия в Maxima, еду до границы, от стоянки получилось 90 км.


На границе пустуют сооружения, использовавшиеся в дошенгенский период.
Кое-где устроены обменники (Kantor), но возле них никого нет.


Польша встречает велодорожкой и различными дорожными знаками и указателями.

А через 4 км прямая дорога на город Sejny оказалась закрытой на ремонт.
Повезло что, пока я соображал, как ехать, местный автомобиль проехал мимо «кирпича» на «закрытую» дорогу, и я тоже поехал за ним.
Метров через 300 он свернул направо, а там была отличная объездная дорога.

В Sejny я нашёл магазин Biedronka и приобрёл там местную SIM-карту T-mobile для интернета за 5 злотых.
Присмотрелся к ценам на продукты – похожи на финские, но там цена в евро, а тут в злотых.
Например, банка пива в Финляндии – 3 евро, а в Польше – 3 злотых.
Цифры похожие, но курс злотого к евро - 4,3.

До кемпинга Gieret ехал 10 км по узким дорогам 663 и 16.
Трафик довольно большой, я сначала тоже напрягаюсь, начитавшись рассказов о суровых польских водителях фур, подрезающих велосипедистов.
На самом деле все едут предельно аккуратно по отношению к велосипедам, при обгоне держат большой боковой интервал, не вылетают на встречную полосу, если там велосипедист.

В кемпинге никого не обнаруживаю, ресепшн закрыт, при входе указан номер телефона. В кране есть вода, в розетке – электричество, туалет не нашёл, но решаю останавливаться здесь, а утром посмотреть, появится ли кто-нибудь.
Вскоре из глубины кемпинга выехала машина с персоналом, открыли ресепшн, он же кафе, приняли оплату за ночёвку (общались по-английски), проводили до «намётова поля».
Похоже, кемпинг не очень популярен, моя палатка была единственной, состояние сантехники в туалете и умывальниках оставляло желать лучшего. Да и персонал толком не понимал, где у них что работает или не работает.

От границы до кемпинга вышло 25 км, всего за день – 115 км.


День 5.
Кемпинг Gieret – Suwałki – Raczki - Ełk




Утром насобирал земляники возле палатки к завтраку, прикрутил проволокой 7-дюймовый планшет вместо смартфона на нарульную сумку.

На ближайшие 5 дней обещают повышение температуры до 30 градусов и выше.

В посёлке Giby увидел указатель на инфопункт, заехал в надежде раздобыть бумажные карты региона, но он был закрыт. Правда, подошёл человек из соседнего дома, и даже нашёл ключи от двери, но никаких карт мы не нашли.
По его словам, пункт закрыт уже 2 года – местные власти решили не финансировать его.


Впрочем, карты местности встречались на таких щитах.


И указатели Евровеломаршрута R-11 http://www.eurovelo.com/en/eurovelos/eurovelo-11 ,
почему-то без Македонии, Сербии, Венгрии и Латвии.


Указатели есть и прямо на деревьях


Вдалеке вижу монастырь в Wigry


А вскоре и указатели одноимённого Народного парка


И различные велоуказатели


Дорога до Suwałki местами на ремонте, проезд по светофору.
И велодорожка тоже строится, из плиток.
Такие плиточные велодорожки часто встречаются в Польше.


В Suwałki захожу в магазин Biedronka (Божья коровка), один из самых распространённых в Польше (2600 магазинов).

Для меня это стало таким же символом Польши, как олень в Лапландии.


Выдвигаюсь в сторону города Ełk, на переходах – яркие жёлтые кнопки с понятным словом DOTKNIJ.


Навигатор на планшете пытается сократить дистанцию через мелкие дорожки, иногда я с ним соглашаюсь.

Срезку с 655 дороги на 16-ю длиной в 20 км проезжал почти 2 часа грунтовками разного качества, местами много песка, а в деревнях ещё и остатки мощёных камнями дорог.


В одной деревне вижу нечто знакомое, почти сине-бело-голубое.

Проехав почти 100км, подъезжаю к кемпингу Ełk (Plaża Miejska) №62 ( http://www.pfcc.eu/pol/main.php?nazwa=062 ).
В парке полно народу, гремит музыка. Полицейские в шортах на велосипедах выписывают штраф подросткам за какое-то нарушение (распитие алкоголя, возможно).

Ближе к кемпингу появляются временные ограждения, ещё больше людей и полиции.
С трудом пробиваюсь в ресепшн и выясняю, что никаких мест нет, потому что рядом проводится какой-то рок или рэп – фестиваль.
Другого кемпинга в городе я не знаю.

Хорошо, что ребята из ресепшена подсказали место, где есть нечто похожее на кемпинг в 5 км за городом. Причём показали конкретную точку на экране моего планшета. Что помогло мне быстро добраться туда до наступления темноты.
Сначала зашёл в гостиницу Hotel Selment Mazury, но там не было мест.
Через дорогу было нечто похожее на кемпинг: домики типа коттедж, даже хозяин появился, и по-русски говорил хорошо.
Но принять меня не захотел: «не можно». Зато подсказал, что в кафе в 100 метрах отсюда наверняка меня примут.
И, точно, за 10 злотых мне выделили отличное место на лужайке на территории кафе, которое ночью не работает.
Показали, где взять воду и оставили ключ от биотуалета. Поставил палатку, поужинал за круглым столиком под деревом.

Пробег за день – 105 км.


День 6.
Ełk - Gizycko




С утра я первым делом искупался в озере

А первым посетителем кафе (за 3 часа до открытия) был кот, пришедший полежать на солнышке между стульями и столами.
Я как раз собрался завтракать и угостил его остатками рыбы и ветчиной.


Он ещё приходил за добавкой, но безрезультатно.

Попрощавшись с персоналом кафе, я вернулся в Ełk,


где осмотрел реконструируемый замок, и выехал в Gizycko.

      
   В Berkowo (бывший Berghoff) обнаружил парк скульптур.

Как я понял, здесь осуществляется программа возрождения деревни, пришедшей в упадок к 1993 году.


Жара усиливается, поэтому очень вовремя обнаруживаю сельмаг «Калинка», где покупаю бутылку импортного украинского кваса.

У магазина встречаю группу из 6 местных велотуристов, общаемся, обмениваемся значками.
Они тоже в многодневном походе.


После «Калинки» проезжаю Малинку


Аистам тоже жарко


А злой пёс прячется где-то в тени


Зато дорога, на которую меня посылает навигатор, точно не слишком добра к велосипедам

     
Недалеко от перемычки между озёрами Boczne и Jagodne вижу место для палаток, платное.   И там же указатель в бар “NAD KANAŁEM KULA”


Перемычка, собственно, и есть канал Kula. Его длина – 110 метров.

Ещё 6 км – и я прибываю к месту моей ночёвки – кемпингу Szekla. http://www.campingszekla.pl/

От Ełk до кемпинга Szekla получилось всего 65 км, так что вечером ещё успел посетить крепость Boyen.
Тем более что она открыта до 21:00.


Крепость действительно впечатляет, особенно своими размерами, по периметру примерно 2 километра.


Некоторые строения ещё не восстановлены.

У входа в крепость продают всякие сувениры на военные темы.
Там же и туристические карты - я приобрёл “Warmia i Mazury” 1:2,5 км.

Пробег за день – 85 км.


День 7.
Gizycko – (поезд) – Olsztyn




Проснувшись, я оценил удачный выбор места для палатки в тени дерева. К 9 часам утра было уже довольно жарко.

Из-за жары я скорректировал маршрут: решил проехать поездом до Ольштына.


Жара усиливается

На 5 минут опоздал проехать по разводному мосту в Гижицко, поэтому пришлось искать альтернативный способ переправы через реку по пешеходному мосту с крутыми лестницами.


Хорошо, что при штурме мною и моим велосипедом этого моста нашёлся добрый человек, который помог мне закатить его наверх




С моста видно, что движение по реке регулируется светофором


Здесь тоже есть Lidl


И более 30 видов французских сыров!


Посадка на поезд Гижицко-Ольштын проходила напряжённо.

Поезд оказался современным, с работающими кондиционерами.
Но короткий, всего два вагона, да и проводник как-то сразу не захотел пускать меня с велосипедом, хотя вагон был велосипедный. Да, там уже был один велосипедист, но где-то рядом с дверью, в обнимку с велосипедом.
А веломеста-то оказались заняты: под ними на полу крепко спала молодёжь, возвращающаяся, видимо, с того самого злополучного фестиваля в Ełke, где у меня не получилось заночевать в кемпинге.

Впрочем, в этот вагон я всё же вписался с велосипедом и багажом. Ещё и удалось сесть на ступеньки, придерживая велосипед.


Главное – в поезде удалось отдохнуть полтора часа от 35-градусной жары благодаря кондиционерам.

С вокзала Ольштына сразу поехал в Старый город.


Недалеко от Высоких ворот – указатель на города-побратимы Ольштына с расстояниями в км.

В Старом городе много немецких туристов.


Wysoka Brama – Высокие ворота


Старая ратуша


Памятник Копернику у входа в музей Вармии и Мазур

Покупаю туда билет, пристёгиваю велосипед во дворе музея и иду внутрь.



Музей находится в замке Варминского Капитула.

В самом музее значительная часть экспозиций посвящена деятельности Коперника.


Панорама города из окна башни замка Варминского Капитула


Высокие ворота с обратной стороны. Несмотря на воскресенье, народу мало.

   Из старого города выбираться в сторону кемпинга было непросто: некоторые улицы перекрыты из-за ремонта дорог.
Зато на моём пути оказался уютный дворик со скамейками напротив входа в Biedronkу.
А в ней – прохладные напитки и закуски, что было весьма кстати перед 10-километровым марш-броском до кемпинга по 33-градусной жаре.

   В кемпинге “Ukiel” http://www.camping.mazury.pl/ тоже много немецких туристов, что и неудивительно, так как указатели тоже на немецком, хозяин свободно изъясняется по-немецки, а также по-русски и на других языках.


Территория большая, но найти горизонтальное место для палатки было нелегко.
Да и стол был только один – каменный. А я люблю, когда в кемпингах есть деревянные столы и скамейки, удобно выгружать вещи из велосумок и кормиться сидя за столом.
Зато недалеко одноимённое озеро Ukiel, в котором я с удовольствием искупался.

День получился транспортно-матрасный – всего 22 км на велосипеде, но очень насыщенный.


День 8.
Olsztyn – (поезд) – Sopot

   Во время моего выезда из кемпинга пошёл дождь - первый за 8 дней моего похода, не считая получасовой дождь на ночёвке в Латвии.
Хорошо, что небольшой и недолгий. Жара пошла на спад.


Типичные польские «плиточные» велодорожки.
Обычно плитки двух цветов – серые и красные.

Заезжаю в «Инфо» Ольштына, недалеко от Высоких ворот, приобретаю там сувениры и бесплатные карты региона.


На вокзале загружаюсь в пустой поезд, но без веломест, хотя билет на велосипед мне продали.


Кое-как пристраиваю велосипед в тамбур


Вагоны довольно древние, с табличками на 4-х языках, в т.ч. и на русском.

Вскоре в этот же вагон загрузилась пани с велосипедом, и пришлось встраивать её велосипед между моим и стенкой, так как мне выходить раньше.


   После выгрузки из поезда в Сопоте ещё один сюрприз - в виде неработающего лифта, поэтому пришлось снимать только что навьюченные велосумки с велосипеда и таскать всё вниз по частям.
Тут я и вспомнил польское слово niespodzianka, одно из немногих, оставшихся в памяти со студенческих лет, когда я немного общался с польским студентом.

Кемпинг Metropolis Sopot http://domkisopot.pl расположен в паре километров от станции и обладает всеми плюсами и минусами «городских» кемпингов.
Впрочем, особых трудностей при заселении я не испытал, и даже нашёл место для палатки рядом со столиком и скамейками.

Вечером я съездил в Гдыню, купил билет на обратный поезд до Гижицко, причём из Гдыни, потому что там поезд останавливается на 20 минут, а в Сопоте (с неработающим лифтом!) и Гданьске всего 2-3 минуты.


На обратном пути прокатился по велодорожкам вдоль моря, на пляже полно народу,
никто не купается (вода - 15 градусов), а просто сидят и отдыхают.
Навигатор отправил меня по короткой дороге через лес, всё время в гору метров на 60 вверх.
Потом такой же спуск по городу.

День опять транспортно-матрасный – по Ольштыну и Сопоту-Гдыне в сумме 39 км.


День 9.
Sopot – Gdańsk – Gdynia - (поезд) – Gizycko

   В этот день я совершил короткую поездку из кемпинга в Гданьск и обратно.
Велодорожки вдоль моря очень порадовали.


Велопарковка


Знак ограничения скорости для велосипедистов


Уступи дорогу пешеходу


Почти никто не купается


Мариацкий собор


Возле Галереи старых игрушек

   В кемпинг вернулся чуть позже, чем рассчитывал, поэтому обедал и собирался в быстром темпе.
На Гдыньский вокзал приехал за несколько минут до прихода поезда.


На это раз вагон оказался «правильным» для перевозки велосипедов


До Гижицко поезд идёт 5 часов


Билет - 60 злотых + 9 злотых за велосипед.

Я прибыл уже после заката, поэтому поехал в ближайший кемпинг Borowo http://borowo.com.pl , который находится на восточном берегу озера Негоцин.


По пути чуть не попал на дорогу к приюту для бездомных собак

Территория кемпинга – большая, но на поляне для палаток нет никаких столов-скамеек.
Зато есть несколько электрошкафчиков с розетками.

Дистанция на велосипеде за день опять небольшая – 47 км.


День 10.
Gizycko - camping Szarejki




В кемпинге Borowo вместо бирки с номером для палатки выдают внушительных размеров деревянный кол с номером на фанерной табличке.
Случайно увезти его с собой нереально.


3 звёздочки – это много или мало?

От Гижицко двигаюсь на северо-восток, появляется больше лесов, а машин становится меньше.


Дорога к зубропитомнику Wolisko маркирована на деревьях.


Указатели веломаршрутов тоже присутствуют


Почти Финляндия, только горки поменьше карельских, да и склад брёвен скромнее


Иногда встречается брусчатка, ехать можно сбоку, но небыстро.
А хотелось побыстрее, чтобы успеть в кемпинг до грозы.
Пришлось отложить традиционный дневной пит-стоп (чай-кофе-бульон из термоса с бутербродами) на вечер.


Кемпинг Szarejki http://szarejki.pl/domki/camping-i-biwak оказался довольно тихим и компактным, но найти ровное место для палатки удалось только на краю территории на горке.
Как только поставил палатку, начался сильный дождь, так что пит-стоп превратился в тент-стоп.

Пробег за день - 60 км


День 11.
camping Szarejki – camping Pušelė




В этот день я завершаю польскую неделю и вечером буду в Литве.
Прощаюсь с местом последней польской ночёвки и продвигаюсь дальше на северо-восток.


Небо затягивается тучами


В городке Filipów вижу знак пешеходного перехода с дополнением – они в Польше повсюду.

Захожу в магазин за продуктами.
Понимаю, что до границы магазинов больше может и не быть, но 300 злотых всё-таки у меня останутся и после покупки продуктов.
Цены в Польше оказались ниже ожидаемых, да и непредвиденных расходов у меня не было.

(Впрочем, за время поездки курс злотого вырос, так что я даже заработал рублей 60, когда обменивал злотые обратно на рубли :) ).

Вскоре после Filipów начинается неслабый дождь, а укрытия рядом не оказалось, прячусь под дерево, но оно не очень спасает.
Впрочем, велосумки закрыты хорошо, а это главное.
Через полчаса дождь заканчивается, и я снова в пути, обсыхая на ходу.


Километров через 20 дорога снова идёт по лесу, справа – приятный навес со столом и скамейками (N54 19.333 E22 39.834).
По дороге 651 еду к литовской границе.


Напоследок фотографирую польский дорожный указатель расстояния.
Здесь они выполнены в красивом красно-белом исполнении (чтобы не забыть, что находишься в Польше) с указанием номера дороги и расстояния.


Проезжаю под ЖД-мостом с несуществующей железной дорогой.
На мосту выросли деревья.


В последнем перед границей городке-деревне Zytkiejmy вижу польского деревянного «Андроида».
До этого я встречал подобных человеков в Финляндии, но они были из металла.

А главная достопримечательность на сегодня – «Стык трех границ»: Польши, Литвы и России – Trójstyk Wisztyniec ( http://turystyka.powiat.suwalski.pl/trojstyk-granic-w-bolciach-192.htm )


Тройной пограничный стык это географическая точка, в которой сходятся государственные границы трех государств.
Тройной пограничный стык „Виштынец” одно из шести такого типа мест на польской границе и самый доступный (N54 21.796 E22 47.527)

К моменту моего прибытия к стыку начался сильный дождь с ветром, но к счастью рядом с дорожкой на пути к столбу есть навес и даже домик, где можно укрыться от дождя.
В домик я и не заходил, а просто сел на скамейку у стены домика, противоположной направлению ветра. Под навесом укрыться было невозможно из-за сильного бокового ветра.

Дождь закончился через полчаса, и я, наконец, смог подойти к столбу на стыке.


По карте в этой точке (центр красного кружка) сходятся 3 сектора: российский с северо-запада (примерно 70 градусов), литовский с северо-востока (тоже около 70 градусов) и польский с юга (оставшиеся 220 градусов). Российский сектор обнесён забором, доступ туда, естественно запрещён. Сразу за забором начинается лес. Фотографии не привожу, так как фотографировать российский сектор тоже запрещено. А в польском секторе – поле, где пасутся коровы. Вдоль польско-литовской границы есть 200-метровая асфальтированная дорога в восточном направлении (до зелёной точки по карте), далее можно ехать на север в Литву или на юг в Польшу. Но грунтовая дорога в Литву (коричневые штрихи на карте) оказалась весьма грязной после дождя, и я, заехав в Литву на 200 метров, решил вернуться в Польшу и ехать более длинным путём, но по асфальту. Тем более что качество грунтовки (штрихи чёрного цвета), идущей параллельно бывшей границе СССР и Польши, мне неизвестно, а это около 3 километров до выезда на асфальт...


Объезд до литовской границы получился всего около 8 км.

В Польше я был ровно 1 неделю.

Do widzenia, Polska!

Ещё 8 км – и я приехал в ближайший литовский кемпинг – Pušelė ( http://www.pusele.lt/ )

   На ресепшене меня встретил пожилой сотрудник, говорящий по-русски, но с грузинским акцентом.
В этом кемпинге берут доп.оплату за велосипед (в Литве это иногда встречается).
Сначала он даже насчитал 2 евро вместо одного (перепутал с мотоциклом, прейскурант на литовском языке).
Но потом исправился и сказал: «Извыны, дарагой!».

Кемпинг расположен на берегу Виштынецкого озера.


Уютные навесы с освещением и электрическими розетками, рядом краны с горячей и холодной водой, ровная поверхность для палатки.
Единственный минус – отсутствие кухни (или я плохо искал :)).


До российского берега – километра три, можно рассмотреть здания, церковь (или часовню)

Пробег за день - 70 км


День 12.
camping Pušelė – camping Medaus slėnis

   Рядом с кемпингом – музей "Metalo Fantazija" ( http://www.pusele.lt/museum-iron-fantasy-ru ), который является неотъемлемой частью кемпинга"Pušelė" потому, что создан под открытом небом.


Экспонаты сделаны буквально из металлических отходов производства и утиля (автор - художник по металлу Renaldas Darius Dulinskas).
Также есть и экспонаты, вырезанные из дуба (автор - народный резчик по дереву Povilas Penkaitis).


Литовский «Андроид»

   До следующего литовского кемпинга Medaus slėnis http://www.medaus-slenis.lt/ru/index.html я проложил маршрут через Kibartai и дальше вдоль российской границы, частично по литовскому веломаршруту LT4 (http://cycling.waymarkedtrails.org/ru/relation/305420).

В Кибартае я бывал ещё в советское время, будучи студентом на военных сборах в Калининградской области, в Чернышевском, а в Кибартай мы ходили в магазинчик за продуктами, 5 минут пешком через мост. В этот раз я тоже заехал в Кибартай за продуктами, теперь уже в супермаркет.

Проехав в 150 метрах от КПП на въезд в Россию, повернул и поехал дальше на север.
Значительная часть пути (35 км) прошла по неровным грунтовкам в сопровождении дождя и ветра.


Местами дорога проходит в 50 метрах от российской границы, видны пограничные столбы.
Неудивительно, что дорога патрулируется литовскими пограничниками.
Недалеко от Slavikai я был остановлен для проверки документов, пограничники спросили о маршруте следования, переписали данные загранпаспорта и пожелали счастливого пути. По их словам, велотуристов здесь ещё не встречалось.
Всё общение было на английском


Дождь постепенно прекратился, а я остановился на обед под навесом (N54 59.984 E22 46.116).

Наконец, выбрался на асфальт и вскоре преодолел Неман по автомобильному мосту возле Jurbarkas.



Выглянуло солнце, и началась самая приятная часть сегодняшнего пути – 14 км с попутным ветром по велодорожкам вдоль Немана.



   В кемпинге Medaus slėnis http://www.medaus-slenis.lt/ru/index.html стало ещё лучше, чем в 2012 году.


Привычные электрифицированные навесы в литовском стиле, удобные места для палаток


И новая кухня со всем необходимым

Вечером к навесу (рядом с моей палаткой) пришёл хозяин кемпинга, угощал местным пивом, рассказывал о жизни в Литве и мире.
Сожалеет, что молодёжь не хочет учить русский язык (его дочь на ресепшене говорит по-английски, а русский не знает).

Пробег за день - 102 км, из них 35 км по грунтовкам не лучшего качества.


День 13.
camping Medaus slėnis – camping Kurtuvenai

   Предстоит ещё один стокилометровый день до следующего кемпинга.


Местная улитка исследует Пиковский велочехол, после чего танцует от радости

Танец этой улитки (ускорение в 10 раз) https://youtu.be/1vGd7SREdIg

Ветер поменялся на северо-западный, то есть навстречу моему маршруту.
До следующего города (Raseiniai) были ещё и кратковременные дожди (часть из них я пережидал на автобусной остановке).


При въезде в Raseiniai началась велодорожка с местом для отдыха


И с дорожными знаками прямо на дорожке После Raseiniai я поехал по дорогам 196 и 3503 в сторону Kelme. Ветер подул точно навстречу мне, а дорога шла постепенно в гору. Вокруг сплошные поля, непрерывный ветер не даёт набрать привычную скорость.

После Kelme дорога повернула чуть в сторону, появился лес, сразу стало легче ехать.
Навигационная программа повела коротким путём к кемпингу с дороги 2106 по лесным дорожкам и тропинкам. Пару раз пришлось идти пешком, ведя велосипед рядом.
Зато дневной пробег уложился в 99,5 км.


В кемпинге Kurtuvenai (http://www.kurtuva.lt/en/page/camping.76/) полно немцев, голландцев и разных прочих шведов.

Особенно приятно общаться с голландцами – у них хорошее чувство юмора и прекрасный английский. Увидев голландский номер на караване, я сразу поздоровался с его хозяевами и поблагодарил в их лице всю Голландию за прекрасные велодорожки и не менее прекрасное велопутешествие, в котором я побывал в 2013 году.
Мы ещё потом пообщались на кухне, где я пытался сварить макароны, но плита слишком медленно стартовала в режим кипячения воды. Я посетовал, что буду ужинать в полночь, а голландец предположил, что утром.
Впрочем, плита вышла на режим задолго до полуночи и ужин состоялся почти вовремя.


День 14.
camping Kurtuvenai – Kaupēna dzirnavas

   От кемпинга до начала Шяуляйской велодорожки примерно 6 км. А по велодорожке до центра города ещё 13 км.


Заботливые люди сняли крайние звенья с лежачего на велодорожке полицейского и обозначили эти места красными стрелками

   Шяуляй был велосипедной столицей Литовской ССР.
Неудивительно, что в городе есть музей велосипедов http://ausrosmuziejus.lt/eng/Ekspozicijos/Dviraciu-muziejus, основанный на заводе «Вайрас» (велосипеды «Орлёнок» и «Ласточка») ещё в 1980 году.
Я был в этом музее в 2014 году, мне очень понравилось.
Приятно, что экспонаты подписаны не только по-литовски, но и по-английски и по-русски, что для Прибалтики нетипично.

Жаль, что музей Радио и ТВ http://ausrosmuziejus.lt/eng/Ekspozicijos/Radijo-ir-televizijos-muziejus оказался закрыт по воскресеньям, будет повод вернуться :).

Зато скульптурами 70-80-х годов прошлого века можно любоваться круглосуточно:


«Девочка с дудочкой» 1985г.


«Три карлика» 1977г.

Теперь мне надо добраться до приграничного литовского городка Žagare, где я был в 2012 году.

Снова встречный северо-западный ветер, прямая дорога №154 среди полей и достаточно оживлённое движение.
Через 15 км делаю небольшой крюк влево через Gruzdžiai, где находится костёл Švc. Trejybes Bažnycia.


Снова возвращаюсь на дорогу 154, а через 6 километров решаюсь свернуть на короткий путь до Žagare, по грунтовкам, зато теперь ветер не встречный, а боковой.

Сначала дорога идёт среди полей.


Запасы сена впечатляют

   Затем начинается лес, и ехать ещё приятнее.
Грозовые тучи то справа, то слева, а мне как-то удаётся доехать до Žagare, не попав под дождь.

На окраине города меня заинтересовал человек, сидящий на автобусной остановке.


Это оказалась соломенная кукла.

И в самом городе таких фигур были десятки, почти у каждого дома.


На многих фигурах были какие-то номера.
Видимо, проводился конкурс на лучшую куклу.

А вообще, как раз в эти дни в Žagare проходил ежегодный Фестиваль «Вишни Жагаре» с большой культурной программой.
За 2 дня до моего посещения там выступала группа Smokie https://www.youtube.com/watch?v=A1O5zedCPqA

В парке бывшего поместья Нарышкина находится монумент павшим советским воинам в войне 1941-1945.


Здесь похоронены 437 воинов, в том числе - Герои Советского Союза - сержант Н.Токарликов и ефрейтор И.Противень.


Мемориал восстановлен в 2005 году на средства Российской Федерации.


Надеюсь, что и десятки других аналогичных мемориалов в Литве тоже поддерживаются в хорошем состоянии.
Сайт российского консульства http://www.klaipeda.mid.ru/doc/v_za2.htm вроде бы это подтверждает.

Ещё 2 километра и


– здравствуй, Латвия!


Почти сразу – красивейшее поле с красными цветами.
Ехавшая впереди меня машина с эстонским номером остановилась, и народ вылез фотографироваться среди такой красоты.

   Через час я добрался до природного парка Tervete, где и находится место моей ночёвки – комплекс отдыха Kaupēna Dzirnavas .
Хотя я и называю его кемпингом, потому что оба раза останавливался там в палатке.
Но других палаток я там не видел.

Цена ночёвки – порядка 5 евро (точно не помню).


Душ, туалет, большие столы под навесами, в одном из них – электророзетка.
Воду для приготовления пищи и чая надо брать самостоятельно - из колодца.
Кухни нет.

За день пройдено 104 км, из них 18 км – по Латвии.


День 15.
Kaupēna dzirnavas – Jelgava - (электричка) - Riga

   В последний день велопохода я добрался до Елгавы (35 км), закупил санкционных продуктов типа “Krievijas siers” («Российский сыр», значительно вкуснее российских аналогов), немного покатался по городу, который показался мне теперь посимпатичнее, чем в 2012 году.

До Риги, как обычно, добираюсь электричкой.


На вокзале в Елгаве меня провожала группа «Трикота»

В Риге я попробовал найти оптимальный для груженого велосипеда маршрут (без лестниц) от ЖД вокзала до автовокзала.
Получилось, но дорога не очень удобная, через Центральный рынок, много народу.


Ещё осталось время прокатиться по велодорожке вдоль Даугавы.

Итого за день – 43 км.

Ночным автобусом Рига – С.Петербург (21 евро, перевозчик Simple Express, билет покупал до начала похода в С.Петербурге на сайте http://www.luxexpress.eu/ru ) вернулся домой.

Всё путешествие от дома до дома продлилось 15 дней, дистанция на велосипеде по странам:

Эстония – 65 км, Латвия – 146 км, Литва – 416 км, Польша – 444 км, в сумме – 1071 км.


Трек похода.

скачать - VeloBalt-2015.zip

На главную страницу