| 
 
 | 
Вообще, первые
дорожные впечатления - это другой (жёлтый) фон на дорожных знаках, более чёткая
разметка на дорогах и то, что практически все большие и маленькие дороги,
перекрёстки и развилки имеют какие-то названия и снабжены соответствующими
указателями. Конечно, мы удивились, увидев человека в шлеме с лыжными палками,
движущегося параллельно нам по лесу, причём довольно быстро. Оказалось, что
движется он на роликовых коньках (или лыжах?) по велодорожке, которую не сразу
видно из-за рельефа местности. Въехав в Imatra, мы свернули с магистрали №6 на
дорогу 396, ведущую в Светогорск. Присмотрели удобную полянку у велодорожного
перекрёстка и стали выгружаться. За 5 минут 90% полянки было занято нашими
велосумками, рюкзаками, колёсами, сиденьями и тем, на что всё это предстояло
поставить. Мы поблагодарили Сергея, распрощались с ним и приступили к сборке
велосипедов. 
Утром рассмотрели место стоянки: в траве кое-где пробки от пивных бутылок,
несколько бумажных этикеток. На краю поляны - красивый подберёзовик.
Позавтракали, собрались, выехали. При выезде увидели на столбе полуметровый знак
в виде буквы "V", что означает "место для стоянки". Значит, место мы выбрали
правильное, хотя и не самое комфортное.
Почти не останавливаясь, проехали городок (или деревню?) Pohja-Lankila. Через
пару километров слева увидели "избушку на курьих ножках" - поднятый на 5 метров
небольшой домик и лесенку наверх. Оказалось, что это - место для наблюдения за
птицами ("Bird-Watch"- написано в велокарте), живущими на близлежащем озере.
Перед входом на лестницу - небольшой стенд с рисунками обитающих на озере птиц и
карта местности. В самом домике - тетрадка для записи посетителей. Вход -
бесплатный. 
 
 | 
   | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
![]()  | 
    | 
Выезжали из Savonlinna по тому же гигантскому мосту, но после него свернули на магистраль №14 (вопреки рекомендациям велокарты) и далее на дорогу 71 в сторону Kerimäki. Мы уже слегка отставали от графика, поэтому деревянную церковь в Kerimäki мы быстро осмотрели снаружи, а внутрь в это время (а, может и совсем?) попасть невозможно. Продвинулись на север по дороге 474 к Savonranta на 25 километров, пока на нас не надвинулась безобидная с первого взгляда тучка. Начинался ливень, и надо было где-то его переждать. Мы свернули наугад на первую же боковую дорожку, но уткнулись в домик, явно кем-то населённый, судя по движению занавески при нашем появлении. Мы развернулись, отъехали метров 200, и я решил достать тент от палатки, чтобы просто накрыть им нас с велосипедами. Полчаса просидели под тентом, почти не промокнув. Потом проехали ещё пяток км и свернули к озеру Pyyvesi или его заливу. Там интервал между домиками был 200-300 метров, поэтому решили ночевать на равном удалении от них. Хотя Олегу это и не очень понравилось. Но в полночь продолжать поиски уже было поздно, да и дождь мог повториться. Поставили палатку, поужинали, Олег лёг спать, а я, пофотографировав озеро и местных светлячков, тоже последовал его примеру. |     | 
 
 | 
 
 | 
| Правый слегка побеждает за счёт длинной узкой косы в середине пролива. Да и сам мост не простой: может поворачиваться на 90о вокруг своего центра, чтобы пропускать различный водный транспорт. В магазине Savonranta мы окончательно убедились, что соотношение цен соков и газированных напитков (типа Coca-Cola) в Финляндии заметно лучше в пользу соков по сравнению с Россией. Не говоря уже о ценах на пиво и курево. За 0,9 - 1,15 Евро можно купить 1 литр сока различных видов и производителей. Налицо забота о здоровье населения. Насколько пользуется оно этим, я не знаю, но мы на второй день перешли на соки, а ещё через пару дней мы (особенно, Олег) ориентировались в их видах и ценах лучше, чем у себя дома. | 
 
 | 
Во время дневного перекуса я наступил на какой-то странный предмет в земле на
обочине. Слегка копнув, я извлёк неоткрытую бутылку пива выпуска 2001 года,
причём на вид жидкость выглядела пригодной к употреблению вовнутрь. Но проводить
опасный опыт я не стал. Оставили находку на обочине, снабдив ярлыком "0 Euro".
В 19:20 добрались до кемпинга Karvio. Пункт приём прибывающих (Reception Office)
я искал минут 5-10, а он оказался в кафе-столовой на рабочем месте
продавщицы-раздатчицы. Процедура свелась к заполнению анкеты на английском
языке. Нам выдали бирку с верёвочкой и схему-карту кемпинга. На карте были
обозначены 2 площадки для установки палаток. Мы поехали к ближней площадке мимо
какого-то леса, ожидая увидеть поляну, заполненную палатками. По другую сторону
от дороги стояли домики-прицепы на колёсах, а ближе к воде - деревянные
домики-избушки. Доехали до границы кемпинга и поняли, что искомая площадка
находится как раз в том лесу. К нашему удивлению в лесу диаметром около 100
метров никого, кроме нас, не было. Но следы от стоявших когда-то палаток явно
просматривались. Мы встали на самой красивой поляне, затем занялись
приготовлением ужина и поочерёдным посещением бесплатного душа. Неподалёку от
леса был склад старых стульев и скамеек, и мы притащили оттуда пару полуживых
деревянных кресел прямо в лес, укрепив их с помощью верёвок.

С помощью воды из близлежащего озера и нашего "Primusa" мы получили по паре кружек чая, а
пирожки мы купили ещё в Karvio. Максимум удобств за минимум времени.
К вечеру дорога 542 закончилась, уткнувшись в магистраль №17. Мы свернули налево
в сторону Kuopio.
На вершине горы возвышается
75-метровая обзорная башня.


 Далее местность началась более холмистая. Пообедали у
озера Rikkavesi на пустовавшей красивой деревянной террасе.

Всё-таки удалось неплохо выспаться. А после удачных велоремонтов (замена
покрышки у меня и камеры у Олега) и завтрака настроение заметно улучшилось. Даже
несмотря на ожидавшийся 30-километровый марш-бросок по магистрали №6. Через 2
дня мне надо было появиться на работе, поэтому мы уже не успевали ехать ранее
намеченным маршрутом, с которого сбились вчера. По магистрали ехали без проблем,
а после Onkamo и поворота влево на дорогу 70 движение стало совсем спокойное.
Последним финским городом на пути в Россию был Tohmajärvi. Приближение границы
ощущалось по появлению русскоязычных вывесок и указателей и увеличивающемуся
количеству мусора на обочинах. В Tohmajärvi мы сдали всю оставшуюся посуду и
потратили последние (не считая НЗ) 10 Евро на продукты и сувениры. Поужинали за
5 км до границы на каком-то стадиончике, пофотографировались и поехали к
финско-российcкой границе Niirala-Värtsilä. Там была очередь из автомобилей,
вернее, 2 очереди (для финнов и нефиннов). Мы встали в свою очередь, но, постояв
20 минут и, увидев, что впереди пропустили несколько машин, объехали шлагбаум и
пристроились за последней из пропущенных машин. Все вышли из машин и зашли в
небольшое здание, там, очевидно, происходило общение с финскими таможенниками и
пограничниками. Мы тоже вышли из велосипедов и встали в хвост очереди. Всем
ставили в паспорта штампы о выезде. Олега пропустили быстро, а меня вежливо
попросили подождать, и финн с моим паспортом в руке удалился минут на 10. После
чего тоже поставил штамп и пожелал счастливого пути. Что ему не понравилось - не
знаю. Штамп, как и при въезде, был с контуром автомобиля, то есть они считали,
что мы и обратно едем на машине, ведь про велосипеды мы не говорили ни слова.
Затем мы подъехали к нашим пограничникам, тоже постояв в очереди. Пограничница
встретила нас приветливо и сказала, что нам не надо было стоять в очереди. Мы
обрадовались и проскочили мимо таможенной службы, что не очень понравилось её
представителям. Нам велели пройти через помещение для декларации имеющихся
ценностей. Мы прошли его насквозь, не останавливаясь, считая, что ничего особо
ценного (типа автомобиля) у нас нет. Тем более что не хотелось отрывать от
раскладывания пасьянса на экране монитора одинокого офицера-таможенника. А на
выходе из помещения к нам снова подлетел первый таможенник и начал агрессивно
допытываться, почему мы ничего не декларируем. Например, откуда у нас
велосипеды? Я спокойно объяснил, что на дне рюкзака у нас есть паспорта на
велосипеды с указанием места и времени продажи в С.Петербурге. На вопрос, почему
мы не декларировали велосипеды при выезде из России, я ответил, что этого от нас
никто и не требовал, и, вообще, это было на другом погранпереходе - Nujamaa.
Тогда таможенник спросил, есть ли у нас мобильный телефон. -Да. "Тогда придётся
его задекларировать". Видимо, в его голове не укладывалась мысль пропустить хоть
кого-нибудь без заполнения декларации. На наше счастье из помещения вышел тот
самый любитель пасьянсов и сказал ему замечательную фразу: "Да выпиши ты им
пропуска, и пусть едут". Тут же нам выдали пару клочков бумаги под названием
пропуск и отпустили с миром. На следующем КПП мы отдали пропуска и спросили,
далеко ли следующий пост. Нам ответили, что это последний и мы теперь свободны.
Прощаясь, я выяснил, что на велосипедах на этом переходе пропускают в обе
стороны. Итак, мы снова в России.
Одновременно дождь усилился до ливня, но выбора "ехать-не ехать" у нас уже не
было, иначе бы мы не успели на поезд. За 8 дней в Финляндии мы ни разу не попали
под сильный дождь, лишь однажды просидев под тентом полчаса. А тут природа
решила отыграться. Через час ливень закончился, и мы частично переоделись в
сухое. По мере приближения к Сортавале качество дорог становилось всё хуже. Не
улучшилось оно и в городе. На станции в ожидании поезда скопилось человек 100,
включая группу байдарочников с их немалым грузом. Поезд подали за 10 минут до
отправления, причём состоял он из четырёх вагонов с сидячими местами. Дверь для
посадки открыли только одну (!!!) за 5 минут до отправления. На предложение
открыть остальные проводница ответила отказом, мотивируя это тем, что она в
одиночку не сможет контролировать наличие билетов. Мы с велосипедами и вещами
даже не пытались пробиться сквозь толпу, понимая бесполезность затеи. Через пару
минут открыли дверь между вагонами, и народ смог рассаживаться уже по двум
вагонам. Доступ в остальные два был невозможен ни снаружи, ни изнутри поезда. Мы
смогли сесть в поезд только благодаря 5-минутной задержке с отправлением.
Причём, велосипеды нам разрешили поставить только в "нерабочем" тамбуре, который
стал "рабочим" уже через несколько остановок, когда двери в оставшиеся 2 вагона
были открыты. Естественно, наши велосипеды мешали проходу людей из вагона в
вагон, поэтому двери на торце вагона были просто открыты. А мы, переодевшись в
остальное сухое, просто заснули крепким сном, махнув рукой на творящиеся
безобразия. В Кузнечное мы приехали с некоторым опозданием, так что до
отправления электрички на Петербург оставалось около 5 минут. Все пассажиры
поезда рванули на эту электричку, а я продолжал тщетные попытки разбудить Олега.
Наконец, я довёл до его сознания мысль о том, что следующая электричка будет
через 8 часов, и мы кое-как доползли с вещами до тамбура с велосипедами,
выволокли их на платформу. Предстояло спрыгивание с ними и вещами с платформы,
преодоление нескольких ж/д путей и заползание на другую платформу. Как нам
удалось не опоздать на электричку, я не понимаю, помню только, как я спрыгивал с
двумя велосипедами (с велосумками) с платформы и прыгал с ними через рельсы. В
общем, успели. Дальше всё, как обычно: сон, контролёры, Финляндский вокзал,
Московский вокзал, дом.
   | 
Näkemiin, Suomi!Goodbye, Finland! | 
![]()  |